Крым 2017, Ливадия.
Особняк министра Фредерикса.

Одна из достопримечательностей Ливадийского дворца-особняк министра Федерикса. Российский государственный деятель; последний в истории Министр Императорского Двора Российской империи; Канцлер российских Императорских и Царских орденов; генерал от кавалерии, генерал-адъютант; граф. Присутствовал в Государственном совете с 6 мая 1897 года. Дом сооружен в стиле модерн. Он предназначался для министра императорского двора барона Фредерикса, вынужденного по долгу службы следовать за царской семьей. Дом был построен одновременно с Белым дворцом, чтобы министр мог всегда следовать за царем и даже во время летнего отдыха августейшей семьи являться к монарху с ежедневными докладами. Фредерикс пользовался доверием Николая II. Работы по возведению дворца завершились в 1916г, перед самым началом Первой мировой войны. Расположен дом рядом с Ливадийским дворцом. Возводилось оно в качестве летней резиденции для министра Фредерикса. Хозяин своего имения практически здесь не бывал, так как для страны начался сложный исторический этап. А в 1920 году дворец вовсе стал принадлежать Советской власти. Здание, несомненно, уступает по красоте и грациозности Ливадийскому дворцу, но отлично вписано в общий пейзаж местности. Дворец в настоящее время является лишь небольшим корпусом санатория, где проживают сотни отдыхающих, приезжающий в поселок из разных уголков страны.


Ливадийский дворец

Ливадийский дворец – жемчужина Ливадии, одна из главных достопримечательностей города Ялты. Описывая Итальянский стиль архитектуры здания немаловажно отметить как роскошно смотрится он под палящими лучами солнца. В прошлых веках дворец был летней резиденцией императора. Ливадийский дворец расположен в посёлке Ливадия в Ялтинском регионе Крыма в 3 км от Ялты. Архитектор Краснов Николай Петрович. В 1835 году небольшое крымско-татарское село было переименовано в Ливадию (в древнегреческой мифологии — полянка, лужайка) и в нём был построен роскошный белокаменный дворец, а также заложен ландшафтный парк. С 1861 года Ливадийский дворец стал летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. В 1894 году в Ливадии скончался Александр III.При советской власти здесь организовали совхоз «Ливадия», который специализировался на выращивании винограда и производстве вин. В феврале 1945 года в Ливадии состоялась Ялтинская конференция в работе которой приняли главы государств — И.Сталин, У.Черчиль, Ф.Рузвельт. После Великой Отечественной войны Ливадия продолжала развиваться как туристический центр… Здесь были построены новые гостиницы Ливадии, отели и прекрасные дома местных жителей, открыты магазины, кафе и бары… На побережье курортного посёлка есть очень уютный галечный пляж Ливадии (мелкая и крупная галька), на который можно попасть, спустившись из Ливадийского парка на лифте (так же и обратно)… Главная достопримечательность Ливадийского парка это Солнечная (Царская) тропа, которая ведёт на юго-запад, в курортный посёлок и к Ласточкиному гнезду. В Ливадию из Ялты можно пройти пешком: от Ялтинской набережной через Приморский парк имени Ю. А. Гагарина и виноградники винодельческого совхоза «Ливадия», мимо нескольких гостиниц и частного сектора Ливадии...


Пажеский (Свитский) корпус

В свое время количество членов свиты царской семьи колебалось, от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от прихоти императора. У Николая Второго к началу 1914 года в Свите числилось 51 генерал — адъютант, 64 генерал — майора и контр — адмирала и 56 флигель — адъютантов. Безусловно, что не вся эта армада следовала по пятам императора, но и разместить несколько десятков генералов и офицеров в Ливадии было определённой проблемой. В своём дворце император не желал их видеть, не общежитие всё-таки. А ведь еще были фрейлины, коих на 1911 год насчитывалось 223, не считая 4 камер-фрейлин и 10 статс-дам. В качестве выхода из положения было решено построить отдельное трёхэтажное здание для размещения всей этой оравы. Строительство поручили проверенному и ответственному лицу — академику архитектуры Николаю Петровичу Краснову (1864 — 1939), который строил Ливадийский дворец. Пажеский (Свитский) корпус является является ярким наследием одного из самых аристократический учебных заведений VIII начала XX веков. Здесь находилось элитное учебное заведение, где готовили офицеров государевой свиты. В настоящее время в доме размещается санаторий. Осмотреть его можно только снаружи.Свитские корпуса Ливадийского дворца представляют собой длинный ряд 3-х этажных зданий. Видны красивые балкончики, венчающие карнизы с балясинами и лепнина на стенах.


Крестовоздвиженская церковь Ливадийского дворца

Одна из главных достопримечательностей дворцового комплекса - Крестовоздвиженская церковь Ливадийского дворца. В 1860 г. Удельным ведомством была приобретена усадьба графа Л. Потоцкого в Ливадии для возведения здесь дворца. Русский император Александр II передал Ливадию в дар своей супруге императрице Марии Александровне, которая из-за болезни каждый год должна была лечиться на юге. Интерьер церкви создавался художником Изелло по рисункам Монигетти. Академик А.Е. Бейдеман был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени, за написание икон для храма. Мозаичная икона "Ангел Господень", выполненная в мастерской профессора П. П. Чистякова по рисунку А.С.Славцова, встречает у входа в храм. Рядом с храмом звонница, украшенная необычным орнаментом, из камня вырезанным крестьянином Орловской губернии Т. А. Костиковым. Церковь была выполнена в византийском стиле. Храм небольшой, поскольку рассчитан был только на царскую семью. В оформлении церкви Монигетти применил орнамент в стиле архитектуры Закавказья. Интерьер храма также был создан в византийском стиле. Особым украшением святыни стал иконостас из белоснежного резного мрамора. Богатство отделки также подчеркивалось литыми бронзовыми царскими вратами и алтарными дверями, паникадилом и дорогими коврами. По обе стороны от иконостаса находилось два ореховых аналоя: один из которых был занят храмовой иконой, а другой – древним образом с частицами святых мощей. Этот образ был преподнесен в дар Романовым потомками грузинских царей. В этом храме в 1894 году Иоанн Кронштадтский совершил отпевание царя-миротворца Александра III. Здесь Николай II, последний русский самодержец, принес присягу Российскому престолу, а его невеста, принцесса Алиса Гессенская, приняла православие и нареклась Александрой Федоровной Рядом с церквей по проекту Д. Гримма была построена изящная звонница на шесть колоколов, украшенная орнаментом, вырезанным из камня талантливым крестьянином Орловской губернии Т. Костиковым. Во время перестройки дворца в 1910-1911 гг. архитектор Н. Краснов сохранил здание храма, внеся незначительные изменения. После прихода советской власти в поселке Ливадия был открыт санаторий. Храм закрыли, за все годы запустения его использовали в качестве клуба, склада и музейного помещения. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца возобновились в 1991 г.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Разработкой проекта занимался именитый архитектор А.А. Авдеев. Церковь было решено строить неподалеку от Адмиральского домика, который окружали большие дубы. Чтобы апсида храма была ориентирована на восток, требовалось убрать несколько дубов, однако Великий князь не захотел уничтожать могучих великанов и алтарь храма был немного развернут на юго-восток. В строительстве церкви использовались камни, которые некогда служили стенами дворца. Сам дворец к тому времени уже сгорел, остались лишь руины. Храм вышел небольшим по своим размерам, в форме креста и с одним куполом, в световой барабан которого вставлены оконные проемы в виде арок. Купол венчал бронзово-позолоченный ажурный византийский крест. С трех сторон храма располагается арочная галерея. Снаружи стены украшены большими крестами, изготовленными из каррарского белого мрамора в Ливорно. У церкви не было колокольни. Своеобразная звонница была сооружена из растущего поблизости дуба, к которому приделали деревянную лестницу, площадку из пары досок и повесили 5 колоколов. Вес самого большого колокола составлял160 кг, а самого маленького –3 кг. Освящены колокола были в 1885 году 21 сентября – в день памяти Дмитрия Ростовского. Покровская церковь была очень богато убрана. Часть храма расписывали известные художники: Д.И. Гримм, Г.Г. Гагарин, М.В. Васильев. По рисункам князя Гагарина были созданы две мозаичные иконы Покрова и Спасителя мастером из Италии Антонио Сальвиати. Они были размещены над горнем местом и папертью храма. Стены церкви, ее паруса и купол также были украшены мозаикой. Резной иконостас сделали из можжевельника, кипариса, дуба и ореха, занимался этим мастер Кубышко. Стекла желто-оранжевого цвета пропускали в храм мягкий солнечный свет. Покровская церковь была торжественно освящена в 1885 году. Этот храм стал любимым творением Константина Николаевича. После кончины Великого князя Ореанда досталась его детям, Великим князьям Константину и Дмитрию. В 1894 году Ореанда вновь стала являться императорским имением, так как ее приобрели для престольного наследника Николая Александровича. Покровский храм посещал Николай II со своим семейством, он любил гулять по местному парку, любоваться красотами скал и размышлять у моря. В ореандском храме бывал и А.П. Чехов. Именно здесь размышляли о жизни и вечности герои из его произведения «Дама с собачкой». Немало трудностей пришлось пережить храму после революции, вследствие чего его едва не разрушили. Церковь была полностью закрыта в 1924 году. Она была передана в ведение комитету охраны памятников старины и искусства и по делам музеев, после чего – Управлению Ливадийского дворца. Красивейшие мозаичные фрески показывали экскурсантам. Здание несколько пострадало вследствие землетрясения в 1927 году, после чего в его алтарной части появилась трещина, которую никто не отремонтировал. Были попытки сбросить с храма крест, но сорвать его так и не смогли, поскольку он поломался у основания. Ныне обломок креста храниться в церкви в виде драгоценной реликвии. Здание церкви требовало реставрации, поскольку существенно пострадало от оползней. После того, как церковь была возвращена Православной церкви в 1992 году, началась ее реставрация, которая была приурочена к Благовещению Пресвятой Богородицы. Храм был приведен в порядок силами прихожан, и впервые за долгое время, в праздник Святой Троицы, здесь состоялась Божественная литургия. В 2001 году рядом с храмом построена звонница. На донецком предприятии «Корнер-М» был отлит замечательный колокол, вес которого 603 кг. Для красивого звучания голоса колокола его изготавливали с помощью настоящей печи, в которой огонь поддерживался дровами. Колокол украшен четырьмя клеймами с изображением Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Николая Чудотворца и целителя Пантелеймона. Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=3604#ixzz3qc8cGX7z


Центр органной музыки

Одной из достопримечательностей Ливадии является центр органной музыки. Органный зал в Ливадии строился одновременно с Ливадийским дворцом. Первоначально здесь была электростанция, построенная из монолитного железобетона в 1910 – 11 годах в одно время с Ливадийским дворцом согласно проекту архитектора Г. П. Гущина. В 1945 году, в период Ялтинской конференции, снова была активирована электростанция. Когда здесь строили орган, здание было в аварийном состоянии. Сегодня же орган вмонтирован в нарядный и большой зал с витражами. Если раньше гости посещали Ливадию ради дворца и парка, то сегодня многих интересует именно органная музыка. Ливадийский орган можно считать особенным, поскольку он создан великим умельцем Владимиром Хромченко. Он приехал в Ялту выпускником Таллиннской музыкальной академии в качестве органиста, но ему предложили только рояль, и музыкант замыслил нереальное. Он заказал за границей необходимую литературу, чертежи и схемы, занялся подбором материала. Подобные расчеты нуждаются в глубоких знаниях физики и математики, а исходные материалы требуют большой точности от мастера. Владимир Анатольевич работал очень активно, этот труд доставлял ему огромное удовольствие и определил его смысл жизни в последующем. Таким образом для музыкальной школы был возведен малый орган, впоследствии еще один, который предназначался для армянского храма. Органный зал в Ливадии был создан в 1998 году. Старое запущенное здание электростанции Ливадийского дворца украшено витражными окнами, а его потолок – узорной лепниной. Сам орган очень наряден и ярко раскрашен. Он задуман таким образом, чтобы музыка могла подавлять прихожан своим величием, чтобы звуки лились с неба, как предзнаменование, словно глас Всевышнего. Однако здесь отсутствует чувство подавленности, а наоборот – возникает чувство праздника и душевной свободы. Органный зал в Ливадии служит для проведения концертов светской и духовной музыки. Все трубы, в количестве 4800, самая маленькая из которых составляет несколько миллиметров, а большая – более3 метров, по оценке знатоков, звучат даже лучше фирменных, которые привозят из Чехии и Германии. Практически треть труб изготавливается из древесины таких пород, как кедр, кипарис, пальма, секвойя… Может быть, именно это придает Ливадийскому органу неподражаемый, особенный тембр. В этом зале каждый год встречаются органисты из разных уголков земного шара и проводятся фестивали международного уровня.


Ливадийский парк

Ливадийской парк был разбит в конце VIII начале XIX столетия известным садоводом Делингером, перед дворцом на территории парка разбит итальянской фантан, к морю с территории парка можно супуститься на лифте или по тоннелю.Парк занимает площадь 47.5 гектара. Отдых в Ливадии привлекает туристов и отдыхающих со всего мира тишиной Ливадийского парка, прогулками по Царской тропе и лечением в санаториях. Главной особенностью отдыха в Ливадии является относительная уединенность и тишина, но в то же время, непосредственная доступность Ялты со всеми ее развлечениями, близость многочисленных достопримечательностей Крыма. Без сомнений, Ливадия - одно из лучших мест для парковых прогулок: впечатляют ландшафты и виду на Ялту. Здесь насчитывается около 400 разновидностей деревьев и кустарников. это секвойядендрон гигантский, кедр гималайский, кедр ливанский,кедр атласский голубой, сосна пицундская, зепляничник крупноплодный и многе другое. На территории парка есть беседки Царская,Розовая, Турецккая. Благодаря своему географическому расположению (восточный склон горы Могаби, огромный лесной массив, близость моря) ливадийский климат имеет безусловное преимущество: здесь много солнца, свежего воздуха и растительности.


Итальянский дворик

Из итальянской архитектуры эпохи Возрождения заимствован и внутренний Итальянский дворик. Такие дворики-патио, предназначавшиеся для прогулок были характерны для дворцов средневековой Италии. Являясь композиционным центром дворца, он ограничен с разных, сторон различными по объемам частями здания: одноэтажной буфетной, парадной столовой и основной двухэтажной частью здания. Свод галереи по периметру Итальянского дворика поддерживают колонны из кримбальского камня. Вдоль стен установлены скамьи из белого каррарского мрамора с декоративной резьбой и подлокотниками в виде грифонов. В центре Итальянского дворика расположен старинный мраморный фонтан, к которому сходятся 8 радиальных дорожек. Он был перенесен из ливадийского парка в 50-х годах прошлого века. Первоначально на этом месте находился декоративный колодец, привезенный из Турина (Италия). Редкий случай тактичной "поправки" первоначального замысла. В оформлении дворика архитектор удачно использовал металлические детали, которые резко контрастируют на белом фоне дворцовых стен: кованые решетки, флорентийские бронзовые фонари работы московской художественной фабрики братьев Вишневских, ажурные черные кованые ворота, изготовленные в ХVIII веке в городе Вероне (Италия). Ворота эти были подарены царской семье князем Феликсом Юсуповым и стали настоящим украшением дворика. Через них можно пройти в Ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь, которая являлась домовой церковью членов Российского Императорского Дома. Слева от ворот, на стене, можно увидеть памятную доску с датами закладки и освящения Ливадийского дворца. Итальянский дворик, являлся одним из любимых мест отдыха царской семьи. Изысканный в архитектурном плане, наполненный ароматом прекрасных роз, которые очень любила императрица, он создавал ощущение комфорта и покоя. Здесь для прогулок и неторопливых бесед собирались не только члены августейшего семейства, но и большое количество их гостей и родственников. В периоды высочайших приездов в Ливадию часто проходили парады и смотры войск, по окончании которых офицеры приглашались к обеду в большую парадную столовую, а затем - в Итальянский дворик. Там, в непринужденной обстановке, с ними общались Государь, Императрица, Великие княжны и Наследник. 26 октября 1911 года в Итальянском дворике Император принимал офицеров-летчиков первого выпуска севастопольской офицерской школы-авиации, которых представлял Государю ее основатель, великий князь Александр Михайлович. Осенью 1911 и 1913 года в Ливадии чествовали Георгиевских кавалеров. После торжественного парада перед дворцом, их приглашали на завтрак, в парадную столовую, а затем, по сложившейся традиции, - в Итальянский дворик, где Государь беседовал с каждым. В весенние приезды в Ливадии, как и в Ялте, проходил благотворительный праздник "Белого цветка". В этой акции, направленной на борьбу с туберкулезом, принимали участие и члены императорской семьи. На память об этом событии в Итальянском дворике была сделана серия фотографии, на которых запечатлены царские дети с шестами, украшенными цветками ромашки и коробочками для сбора денег. Весной 1912 года в Ливадию приезжал брат Императрицы Александры Федоровны - великий герцог Гессен-Дармштадский с семьей. На фоне туринского колодца, ранее расположенного в центре дворика, он сфотографировался с кузеном Николая II - великим князем Дмитрием Павловичем. Прошло 100 лет с тех пор, когда Итальянский дворик, впервые принял своих царственных владельцев. В последующие годы здесь побывало много известных лиц, произошло немало событий... До сегодняшнего дня этот прекрасный уголок радует своих гостей неповторимым очарованием, а сохранившиеся фотографии, сделанные на фоне цветущих роз, напоминают нам об ушедшей в далекое прошлое царской Ливадии. Итальянский дворик - бесспорная удача архитектора Краснова. Одна из особен¬ностей его творческой манеры - счастливое умение "вживлять" исторические архитектурные стили в крымский пейзаж. Возможно, по этому, дворик так часто появлялся на экране: здесь снимался фильм "Собака на сене". Это здесь Диана - Терехова хлещет по щекам Теодоро – Боярского. Из-за изящной кованой решетки за этой сценой наблюдает граф Федерико (Игорь Дмитриев). У этой решетки отметились не только персонажи костюмированного мюзикла, но и суровые участники шпионской игры в фильме "Возвращение резидента". "Анна Каренина", "Овод", "Отелло", "Двенадцатая ночь" – список фильмов можно продолжать и продолжать…