Замок Святого Петра

Замок Святого Петра или Замок Бодрум (тур. Bodrum Kalesi) — средневековая крепость в турецком городе Бодрум, на территории античного Галикарнаса. Крепость возведена в XV веке рыцарями-госпитальерами с Родоса. Ранее здесь находилось одно из Семи чудес света — мавзолей карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος). Он перенёс несколько землетрясений и был разрушен в 1402 году. Впоследствии крестоносцы использовали часть обломков мавзолея в качестве строительного материала при сооружении стен замка. Строительство укреплений велось под руководством архитектора Генриха Шлегелолта. В 1406 году сооружена замковая часовня, и лишь к 1437 году были готовы стены замка. Позже испанские рыцари перестроили её по своему вкусу — в готическом стиле. В течение нескольких десятилетий замок периодически осаждался войсками Оттоманской империи, однако взят не был. В 1482 году здесь скрывался сын султана Мехмеда II и брат султана Баязида II после неудавшегося покушения на трон. В 1494 году понадобились дополнительные укрепления со стороны материка, чтобы защитники замка могли выдержать атаки турок. Для этого рыцари снова использовали камни от усыпальницы Мавсола. Великий магистр Ордена иоаннитов Фабрицио дель Карретто[en] распорядился соорудить круглый бастион. Уже к 1507 году с развалин мавзолея рыцари унесли последние скульптуры, которыми были украшены замковые стены. К 1522 году одно из Чудес света было окончательно разобрано и уничтожено, а в декабре того же года замок всё же капитулировал перед султаном Сулейманом. Все укрепления и замки Ордена перешли к туркам, а часовня была перестроена под мечеть. В 1962 году в помещениях бывшего замка был создан Музей подводной археологии, в котором выставлен улубурунский клад. музея, расположенного в живописном замке Святого Петра на набережной Бодрума, вряд ли можно найти более подходящее место, и для некоторых людей уже это является поводом для его посещения. Многих, однако, привлекают реконструированные древние останки разбитых кораблей, и вид принцессы Кари, погребальный наряд которой воссоздан так тщательно, что, наверное, выглядит совсем как в те далёкие времена. На морском дне в окрестностях этого курорта нашли своё упокоение более сотни кораблей. Предметы искусства, керамика, посуда, знаменитые амфоры и кувшины родом из давней античности пополняют коллекцию музея после многолетнего нахождения в морских глубинах. Перед взором посетителей предстаёт постамент, оставшийся от статуи древнеримского императора Тиберия.


Одно из чудес света Древнего мира - мавзолей в Галикарнасе

Многие из туристов отдыхающие на турецкой Ривьере, не подозревают что рядом находится одно из чудес света Древнего мира, это мавзолей в Галикарнасе. Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме , одно из античных чудес света. Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов, героона и усыпальницы Мавсола. Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене. Мавзолей в Галикарнасе вошел в 7 чудес света. Современников настолько поразило сооружение, что мавзолеем (по имени Мавсопа), стали называть все грандиозные гробницы. Нижний этаж в виде ступенчатой пирамиды предназначался для захоронения царя и царицы. Алебастровый саркофаг был богато отделан золотом. Внутренние и наружные стены опоясывали мраморные рельефы с изображением сцен жизни правителя и популярными сюжетами греческой мифологии – битвами воинов и амазонок. Над каждой стороной пирамиды работал свой скульптор, поэтому фрески разные, хотя и выполнены в едином стиле. На самом высоком втором этаже мавзолея в Галикарнасе, опоясанный по периметру ионическими колоннами, размещался храмовый зал для жертвоприношений. Крышей, или третьим ярусом также служила пирамида из 24 ступеней. Венчала сооружение огромная мраморная квадрига – четверка лошадей, запряженных в колесницу. Статуи Мавсола и его любимой Артемисии сохранились до наших дней, и считаются лучшими памятками греческой культуры IV века до н. э. Они выставлены в Британском национальном музее. Трехметровый царь очень реалистично высечен из мрамора – даже через тысячелетия виден его жестокий и хитрый нрав. Царицу мастер Скопас приукрасил, сделав мягкой и женственной. По преданиям, она очень любила своего брата-супруга, горько оплакивала его кончину. Два года до своей смерти правительница вела успешные войны и гасила дворцовые перевороты, но сумела сохранить Карийское царство в своих границах. Через 20 лет в Карии появились воины Александра Македонского. Они жестоко разграбили город, но, удивительное дело, мавзолей не тронули. Позже вокруг развалин мавзолея возникла крепость Будрун, а затем и турецкий курортный городок Бодрум. След памятника любви и тщеславия – одного из семи Чудес Света – затерялся во времени.


Древний город Эфес

Эфе́с — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр, южнее Смирны и западнее города Сельчук. Население города достигало 225 тыс. жителей. Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине идёт с незапамятных времён, но строительство посвящённого ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н. э. Город был заложен на берегу Эгейского моря как портовый и быстро развивался за счёт торговли. В 500-годах н. э. город перенесён на холм Айясолук вблизи нынешнего города Сельчук, поскольку бухта заилилась и полностью обмелела. Впоследствии море продолжило отступать от города, что и стало причиной его упадка. Землетрясения и оползни окончательно похоронили руины под землёй, тем самым сохранив их для археологов. Сегодня развалины Эфеса, большей частью реконструированные, находятся на расстоянии около 6 км от берега моря на седловине между двух холмов. В 1869 году английскими учёными были произведены первые археологические раскопки основанного Лисимахом города на горе, в результате которых миру была открыта красота античного города. В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности турецкого города Сельчук. В музее Сельчука собраны уникальные находки из Эфеса и соседних античных городов и поселений


Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена. По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи[2]). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.). Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.


Храм римского императора Адреана

Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 года н. э. — малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерея. Коринфский ордер храма безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают лёгкую, утончённую арку — всё, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут цельной линией по антаблементу; в центре арки помещён бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов богато декорированы с использованием античных орнаментов. Над главным порталом, который ведёт в наос, находится полукруглая люнетта, где на фоне утончённого переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы. В середине наоса можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую императора Адриана. Храм был изображён на реверсе турецкой банкноты в 20 миллионов лир 2001—2005 годов и на новой 20-лировой банкноте 2005—2009 годов.


Малый театр

Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от агоры. Судя по надписи, его построил в 150 году н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий, место заседаний городского сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукругом рядов, разделённый на четыре основных сектора лестничными проходами; конструкция просцениума говорит о том, что строение было предназначено скорее для заседаний сената, чем для театральных представлений. Хотя существует версия, что театр вообще не использовался по причине отсутствия приспособлений для слива дождевой воды


Большой театр

Большой театр находился в самом начале Портового проспекта, прилегая вплотную к холмам горы Панаир. Передняя и боковые части театрального здания окружены высокими стенами. Театральная сцена, представляющая существенную культурную значимость, дошла до нашего времени и имеет хорошую сохранность. Театральное здание было трёхэтажным с особым декорационным строем колонн, скульптурных памятников в нишах и изящных рельефных рисунков. Второй этаж театра был построен по приказу императора Нерона, а третий — императором Гальбой Здание театра было обнаружено в результате многолетних археологических раскопок. Последние строительные работы в театре были проведены во времена правления императора Траяна. Театр вмещал 25 000 зрителей и имел диаметр 50 м. Проход, расположенный в верхней части здания, имел сообщение с улицей Куретов. Плиты и камни этого театрального здания, впрочем, как и в других случаях, были использованы при строительстве других зданий. Художественная значимость этого сооружения довольно велика: не только как образца театрального здания, но и как места кульминации борьбы между христианами и идолопоклонниками. В первые годы христианства шло постоянное противостояние между теми, кто поклонялся Христу и Артемиде[50]. В окрестностях этого театра происходили народные волнения на религиозной почве, в дело пришлось вмешаться городским службам[51].


Библиотека Цельса

Библиотека была построена в эпоху империи во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквилы, который пожелал посвятить её своему отцу Тиберию Юлию Цельсу[43][44][45]. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследником Тиберия, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил фасад здания. Однако в поздний византийский период фасад был разрушен землетрясением[46]. В 1960—70-х годах была проведена масштабная реконструкция фасада с целью придать ему первоначальный вид. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированны попарно в четыре ряда и увенчанны капителями коринфского ордера. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три больших проёма окон. Вход в библиотеку начинался с 9-ступенчатой лестницы. На верхнем подиуме стояли четыре скульптуры, олицетворявшие Премудрость, Добродетель, Мысль и Познание[47].


Пляжи Бодрум

Гюмюшлюк — это великолепный песчаный пляж, на который приезжает множество туристов в поисках развлечений и отдыха. Инфраструктура пляжа развита на высоком уровне, на его набережной находится множество рыбных ресторанов, демонстрирующих широкий выбор местных морепродуктов, а также баров и ночных клубов. На пляже Гюмюшлюк есть все для комфортного отдыха – зонтики, шезлонги, навес, массажный кабинет и спасательный пункт. Здесь вы сможете не только понежиться на золотистом песке, но и порыбачить в сумерках или на рассвете, а затем поджарить рыбу на барбекю. Западное расположение пляжа обеспечивает возможность полюбоваться впечатляющими закатами. Это место отлично подойдет для семейного отдыха, так как прибрежная глубина составляет всего 2-3 метра. Также здесь находится большой дайвинг-центр, предлагающий свои услуги желающим насладиться подводным миром. Пляж Гюмюшлюк – это райский уголок природы, который поможет вам расслабиться и позабыть о будничных заботах.
Кайнар-это великолепный платформенный пляж, расположенный на территории одноименной бухты в городе Бодрум. Он привлекает туристов своими бирюзовыми водами и идеальной чистотой, за которой следят местные жители. Инфраструктура пляжа развита на среднем уровне, здесь вы не найдете шумных ресторанов и клубов, но сможете вкусно пообедать в одном из кафе. В пользование туристам предоставлены шезлонги и зонтики, а также различное плавательное снаряжение – матрасы, маски и надувные круги. Навес на пляже отсутствует, но вы сможете расположиться в тени широколистных пальм, которые защитят вас от палящих солнечных лучей. Это место отлично подойдет для семейного отдыха, так как прибрежная глубина небольшая – всего 2-3 метра. На пляже Кайнар предоставлена возможность погрузиться под воду с опытным инструктором и насладиться красотами морского дна. Неподалеку расположен дайвинг центр, в котором можно арендовать или купить необходимое оборудование. Здешние неповторимые пейзажи и свежий морской воздух помогут вам расслабиться и позабыть о повседневных заботах.