Отдых в Греции Афины. Театр Диониса в Афинах

Планируя отдых в Греции в Афинах необходимо обязатеьно посетить театр Диониса. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бо­га Диониса — покровителя виноделов. В одном из мифов раска­зывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный тол­пой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия — Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки наде­вали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными маска­ми. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь площади. Вперед выходил запева­ла. Он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его встре­че с пиратами и других приключениях, а остальные ряженые хо­ром подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. Сценки, разыгры­ваемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями — все население города. Театр Диониса представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».Театр Диониса, расположенный на юго-восточной стороне афинского Акрополя - один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана.Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек. В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней. Театр Диониса сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении. Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках. Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей и особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана). На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений. Театр Диониса в Греции – это памятник всему мировому искусству. Будучи в Афинах, обязательно посетите древний Акрополь, чтобы воздать должное этой достопримечательности.

Храмы Афинского Акрополя

Главная достопримечательность Афин — это, конечно же, Акрополь, находящийся на высоком холме. В древности это было мощное укрепление, где строились храмы, посвященные богам греческого пантеона. Из любой точки Афин хорошо видны храмы Акрополя. Первые укрепления на скалистом отроге размером 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» — в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. Парфено́н — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Храм Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Храм Ники Аптерос, построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира. Храм Зевса Олимпийского— самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Возведение храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до н. э., в коринфском ордере. Афинская демократия интересовалась храмом мало, Фемистокл (полководец периода Греко-персидских войн 500—449 г до н. э., государственный деятель Афин) даже использовал его части для оборонительной стены. В 175—164 гг. до н. э. достраивать храм Зевса принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. В 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского. Несмотря на это ограбление историк Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский храм Зевса «единственным на свете, достойным этого божества». Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха. Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. Освящение нового храма, который Адриан посвятил Зевсу Олимпийскому, было приурочено ко второму визиту императора в Афины и стало центральным пунктом программы Всегреческих празднеств 132 г. В настоящее время от храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельно стоящие колонны и одна поваленная.

Древняя Агора

Агора расположилась возле Акрополя, основного центра поклонения языческим богам. Агора находилась в сердце Древних Афин и была центром коммерческой, политической, социальной и административной деятельности, культурно-религиозным центром, а также местом проведения публичного суда. Известно, что суд Агоры приговорил к смертной казни философа Сократа. Здесь же располагались торговые ряды, школы, театры, монетный двор. Агору по диагонали пересекала широкая Панафинейская улица. Территория Агоры усеяна руинами древних сооружений, например, Театра Диониса. Из архитектурных памятников Агоры сохранился до наших дней храм Гефеста (V век до н. э.), построенный в честь богини Афины и покровителя ремесел Гефеста. Этот храм еще назывался Тесейоном, потому что в украшениях храма присутствуют сюжеты из жизни царя Тесея. В период византийской эпохи в храме до XIX века действовала христианская церковь. Одно восстановленное сооружение Стоа Атталос датируется 200 годом до н. э. Этот длинный двухэтажный портик служил древним грекам парадным залом и местом для прогулок. Сегодня на первом этаже Стоа действует музей, в коллекции которого хранятся артефакты за всю историю Афин.По обнаруженным остаткам керамики ученые сделали вывод, что жизнь бурлила на рыночной площади уже во II в. до н.э. От некогда существовавших школ, лавок ростовщиков, общественных бань остались руины, оберегаемые государством. Хорошо сохранился храм покровителя кузнецов и бога огня - Гефеста. С XVII по XIX века его занимала греческая церковь Св. Георгия. В представленных здесь экспозициях особый интерес у туристов вызывают предметы быта, водяные часы, амфоры, статуи, найденные при археологических раскопках Сегодня Агора пользуется популярностью у туристов, желающих прикоснуться к истории древних Афин.

Храм Эрехтейон

Начатый после смерти Перикла — около 421 года до н. э., Эрехтейон строился в сложной обстановке и был завершён накануне крушения Афин в 406 году до н. э. Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном. В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм. Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии. В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный ущерб. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевез одну из кариатид Эрехтейона в Британию. В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона из коллекции лорда Элджина, находится в Британском музее Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним (падение с юга на север), наличием двух целл (и, следовательно, необходимостью обеспечить вход в каждую из них), а также многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны.

Театр "Одион (Иродион) Герода Аттики"

Театр "Одион (Иродион) Герода Аттики" – традиционный римский амфитеатр, расположенный на южном склоне Акрополя. Театр построен между 160 и 174 годами до н.э. философом Геродотом Аттическим в память о своей жене и имел классическую форму древнего амфитеатра. Вместимость его составляла 5000 человек. Театр находится рядом с аркой Эвменис. Хотя он и был построен спустя четыре века после постройки арки, он абсолютно гармонично составляет ансамбль с этой аркой. Здание театра великолепно: полукруглая сцена для оркестра высотой 82 метра и 92 метра длиной вымощена черным и белым мрамором. По обеим сторонам сцены – лестницы, декорированные мозаикой. Внутренняя облицовка выложена разноцветным мрамором и украшена декоративными пилястрами. Позже слово одеон стало нарицательным и обозначало подобные постройки в Древней Греции и Древнем Риме. В 268 году до н.э. театр был уничтожен пожаром и с тех пор служил каменоломней. В 1857 году под слоем земли в 12 метров археологи обнаружили зрительный зал. Исследовательские и восстановительные работы продолжились. В 1950-х годах была проведена реконструкция театра, в ходе которой была восстановлена мраморная облицовка сцены и зрительских мест. После восстановления этой великолепной достопримечательности в Афинах, театр стал основной площадкой для ежегодного фестиваля в Афинах, проводимого здесь с июня по сентябрь. В разные годы в рамках этого фестиваля в Афинах здесь выступали Мария Каллас, Георгиос Папандреу, коллектив Большого театра, Стинг, Элтон Джон и многие другие.

Озеро Вулиагмени

Одной из достопримечательностей побережья Аттики является Озеро Вулиагмени , на расстоянии 21 километра от Афин и всего в ста метрах от берега моря. Вода в озере известна своими лечебными свойствами. Дно озера представляет собой уникальную систему карстовых пещер с подземными водами, проходящими через горы. Также в озере есть 14 подземных тоннелей, один из которых признан самым большим в мире - его длина равна 88 метров, ширина колеблется от 60 до 150 метров, а его средняя глубина равняется примерно 80 метрам. Такое уникальное строение глубин озера вызывало интерес у многих дайверов, но после несчастных случаев со смертельным исходом данные подземные лабиринты были закрыты для общественного пользования. Вокруг озера есть хорошо организованный пляж с шезлонгами, зонтиками и кафешками. Озёрная вода остаётся горячей в любое время года, благодаря чему поток туристов, желающих искупаться в целебном источнике, не иссякает практически никогда.

Лучшие пляжи Афин

Мыс Сунион По праву считается наиболее популярным местным курортом, находится в 65 километрах от центра города. Из достопримечательностей самыми известными являются развалины античного храма, который по легенде принадлежал самому Посейдону. Расположен храм на скале над Эгейским морем. На мысе находится несколько пляжей, среди них есть платные, которые принадлежат местным отелям, и дикие, бесплатные пляжи. Особой изюминкой Мыса Сунион можно назвать прекрасные пейзажи, которые открываются взгляду со скалы. Здесь всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на фоне видов близлежащих островков.
Варкиза Cамый дальний пляж от центра города, по этой причине здесь всегда меньше людей, чем на других популярных пляжах. Доехать сюда можно на автомобиле или на автобусе, который ходит от центра Афин. Пляж песчаный, море всегда спокойное, поэтому здесь много отдыхающих с детьми. Рядом с пляжем расположен яхт-клуб, в котором можно взять несколько уроков по виндсерфингу и плаванью под парусом. Неподалеку имеются теннисные корты, поля для игры в волейбол. Место отлично подходит для любителей активного отдыха. Вход на пляж для взрослых и детей старше 5 лет платный. Отдыхающих с детьми здесь тоже достаточно, для них оборудована специальная игровая площадка, есть несколько водяных горок. Кроме этого, на пляже много водных развлечений на любой вкус, баров и ресторанов, где можно отведать местную кухню.
Глифада — курорт в 15 километрах от Афин. Этот пригород считается одним из самых изысканных в Греции. На курорте Глифада часто отдыхают знаменитости и в последнее время здесь стали строить фешенебельные виллы. Глифада славится своими пляжами, в основном песчаными. Пляжи на курорте делятся на два типа: платные и бесплатные. Бесплатные „дикие пляжи“ — не оборудованные и не слишком чистые, что, кстати, к морю не относится — вода всегда чистая. Платные же пляжи оборудованы шезлонгами и зонтами, за которые вам придется отдельно заплатить (цена — примерно 4 евро за комплект). Вход на такой пляж может обойтись вам от 1,5 до 5 евро. Также на территории платных пляжей часто располагаются кафе и магазины.»